Об опыте реконструкции и модернизации и перспективах развития
водогрейных котлов производства ОАО «Дорогобужкотломаш»
В. В. Барабаш
главный конструктор ОАО «Дорогобужкотломаш»
Актуальной проблемой современных городов в условиях высоких темпов жилищного строительства
стала острая нехватка площадей застройки, которая сформировала растущий спрос на технические решения реконструкции и
модернизации теплоэнергетического оборудования в границах существующих площадей РТС.
За последние десять лет ОАО «Дорогобужкотломаш» накоплен большой опыт реконструкции водогрейных котлов типа ПТВМ, КВ-ГМ и
КВ-ТС, тысячи единиц которых находятся в эксплуатации практически во всех регионах РФ.
Многолетняя специализация в области водогрейного
котлостроения, хорошая конструкторская база, применение новейших технологий позволили ОАО «Дорогобужкотломаш»
предложить технические решения, максимально удовлетворяющие требованиям рынка:
повышение единичной тепловой мощности при сохранении котловой ячейки,
улучшение технико-экономических характеристик, а также экологических
показателей в соответствии с жёсткими современными нормами,
применение современных систем автоматизации,
установка новых горелочных устройств с улучшенными экологическими характеристиками.
Особую ценность результаты реконструкций имеют для предприятий
жилищно-коммунального хозяйства. Так, на базе сотрудничества с ГУП «Мостеплоэнерго» в 1996г. на РТС «Коломенская» выполнена
реконструкция серийного котла ПТВМ-100 с увеличением мощности на 20%, при этом были сохранены габариты котла и
существующий каркас и обеспечены на практике все заложенные проектом параметры.При проектировании учитывалось пожелание
Заказчика о предельной простоте нового котла при минимизации затрат. Поэтому была сохранена облегчённая натрубная обмуровка
и типовая номенклатура применяемых труб.
Как показал длительный опыт эксплуатации ГУП «Мостеплоэнерго»,
качественное выполнение натрубной обмуровки обеспечивает необходимую
газоплотность и отсутствие присосов, исключая необходимость выполнять котлы
газоплотными, что делало бы их значительно тяжелее и дороже (в 2,5-3 раза).
Ремонтопригодность газоплотных панелей и оребрённых труб хуже, чем аналогичных
гладкотрубных, не говоря уже о стоимости такого ремонта.
Для обеспечения всё возрастающих
требования безопасности котлы ОАО «Дорогобужкотломаш» оснащены современной системой АСУТП и газовыми
блоками АМАКС, которые успешно решают задачу управления 16-ю горелками, что подтверждено уже 8-летним опытом их
эксплуатации.
По аналогичной схеме в 1997 году на РТС «Чертаново»
выполнена реконструкция котла ПТВМ-50 с увеличением теплопроизводительности до 60Гкал/ч.На основе испытаний головных образцов
была разработана техдокументация на котлы ПТВМ-60 и ПТВМ-120, как для варианта реконструкции, так и для новых станций, и
проведена их сертификация.
К настоящему времени успешно эксплуатируется более 70 подобных котлов. В связи с возрастающими требованиями к охране
окружающей среды ведётся постоянная работа по улучшению экологических показателей
выпускаемого оборудования. Так, на базе котлов ПТВМ-60 и ПТВМ-120 была разработана
техдокументация на новые котлы типа ПТВМ-60Э и ПТВМ-120Э с внедрением ряда мероприятий по
снижению содержания вредных выбросов. Головные образцы модернизированных котлов
успешно прошли наладочные испытания, при этом, концентрация окислов азота в дымовых
газах на номинальной нагрузке составила 140-185 мг/нм³ (при a=1,4)
ОАО «Дорогобужкотломаш» предложены и другие
направления реконструкции котлов типа ПТВМ. Например,для котла ПТВМ-50 с целью повышения
надежности и долговечности внедрено двухходовое исполнение по воде нижнего
пакета конвективной части с увеличением скорости воды в нем в 1.5 раза. Кроме того,
разработаны решения, повышающие надежность циркуляции воды, уже проверенные на котле
ПТВМ-60.
На предприятиях Московской области для котла
ПТВМ-30М (ТВГМ-30, ПТВМ-30) при работе на природном газе разработаны и внедрены решения
по обеспечению теплопроизводительности на уровне 35-40Гкал/ч с установкой новых
горелочных устройств и новой конструкции конвективной части – из труб диаметром Ø32х3.
Для котлов ПТВМ-30М и ПТВМ-50 разработан и внедрен
вариант реконструкции для работы в температурном графике 70-115° С.
Ещё одно направление сотрудничества с ГУП «Мостеплоэнерго»
- это реконструкция и создание на базе серийного котла КВ-ГМ-100 нового котла большей мощности КВ-ГМ-120.
Данное решение внедрено на РТС «Переделкино» и РТС «Митино» в 2002г.
Промышленные испытания показали следующие результаты:
Увеличение мощности на 60-70% с каждого котла на той же площади.
КПД – 93,8% при расчётном 93,4%.
Удельные выбросы окислов азота – не более 170-180 мг/нм³.
Отсутствие вибрации благодаря новым горелкам, схеме их размещения на фронте котла и индивидуальному
подводу воздуха к каждой горелке.
В 1996 году на ТЭЦ-5 г. Санкт-Петербург выполнена
реконструкция конвективной части котла КВ-ГМ-100 с заменой труб Ø28х3 на прямые трубы Ø38х3, что
повысило надёжность работы котла и улучшило гидродинамику. Аналогичное решение возможно и для котлов КВ-ГМ-50.
Следует заметить, что в работе с заказчиками
используется индивидуальный подход к реконструкции каждого конкретного объекта.
Так, при поставке модернизированных котлов ПТВМ-60 на объекты ГУП «ТЭК» (г. Санкт-Петербург)
предприятием разрабатывались частные решения применительно к каждой котельной.
Существуют предложения и по модернизации водогрейных
котлов мощностью 10 и 20Гкал/ч.
В ОАО «Дорогобужкотломаш»
ведётся работа по совершенствованию и модернизации оборудования других фирм-производителей.
Одна из последних новинок– модернизация котла ТВГ-8 с сохранением габаритов и
увеличением теплопроизводительности до 12Гкал/ч при значительной экономии удельных
капитальных вложений. Достоинства данного варианта реконструкции выработавших
ресурс котлов уже оценены потребителями. Уже поставлено Заказчикам 10 котлов типа КВ-Г-14-150.
Несомненный интерес представляет и вариант перевода
водогрейного котла КВ-ГМ-58,2-150 паро-водогрейный режим и др.
Благодаря внедрённым мероприятиям реконструкции и
модернизации водогрейные котлы обретают новую жизнь, демонстрируя
высокие показатели качества, надёжности,безопасности, экологичности в соответствии с современными
требованиями и нормами